Моё эссе по радиоастрономии

Краткая история радиоастраномии:
— эксперименты Карла Янского (1931)
— первый параболический радиотелескоп, Гроут Ребер (1937)
— появление радиоинтерферометров
— радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами
— радиотелескопы в космосе

Радиоастрономия также привела к открытию пульсаров, квазаров и радиогалактик; обнаружению реликтового излучения.

Сегодня радиоастрономия тесно переплетается с другими науками. Компьютеризация и развитие телескопов позволила уйти от рутинных кропотливых ночных наблюдений в холодных башнях к комфортным компьютерным терминалам, доступным в любой точке земного шара. Техника сама регистрирует сигналы, отслеживает объекты на небе компенсируя движение Земли, обрабатывает и выводит на терминал самое важное и интересное. Постоянное развитие технологий позволяет с каждым годом получать в несколько раз точнее, качественнее, больше информации о космических объектах; открывать более мелкие или далёкие. Другими словами заглядывать в космос всё дальше.

По моему мнению развитие радиоастрономии служит 5 основным целям:

1) Быстрая и надёжная связь с космическими аппаратами, по всей солнечной системе. Эта цель на десятки лет — космические аппараты летят годами, технологии постоянно устаревают и сигнал с расстоянием ухудшается. Развитие в этом направлении позволит сделать двустороннюю связь более надёжной (например, с дублированием данных через промежуточные станции, или при использовании разных методов передачи), быстрой (имеются ввиду увеличение объёмов передачи информации) и удобной (развитие инфраструктуры позволит уменьшить негативные эффекты от погоды/помех и т.п.).

2) Обнаружение, информирование и возможно предотвращение возможных угроз из космоса: метеориты, вспышки на Солнце, направленные на Землю лучи жёсткого излучения, природные катаклизмы вызванные гравитационным взаимодействием или процессами внутри планеты.

3) Обнаружение жизни во Вселенной. Начиная от уже открытых органических соединениях на кометах, возможных открытиях в глубинах жидкого океана подо льдами спутника Европы или окаменелостей на Марсе. Заканчивая краудфаундинговыми проектами SETI и подобными. Сюда также относится поиск экзопланет. Вообще основной целью человечества и астрономии в частности, по-моему, должен стать путь развития к многопланетной цивилизации.

4) Более глубокое понимание Вселенной — физических законов, процессов и явлений. Понимание природы. Более точные и развёрнутые научные ответы на главные философские вопросы. Возможно, новые открытия позволят нам создать Сферу Дайсона, завершить первый, и начать переход цивилизации ко второму типу (по шкале Кардашёва).

5) Развитию всей науки в целом. Распространение научного подхода, рационализма в мире. Космос — одна из наиболее ярких, полезных, значимых и удобных областей для популяризации науки, как наиболее верного пути развития человечества. Способствование повышению уровня научной грамотности во всех сферах.

Радиоастрономия на Луне, на мой взгляд, будет развиваться крайне медленно. Отсутствуют значимые причины строительства обсерватории, даже не смотря на отсутствие у Луны ионосферы. Дорого, ремонт/доставка оборудования намного затратнее чем размещение телескопа в космосе, риск повреждений от метеоритов выше (всё связано с притяжением Луны). Безусловно, когда-нибудь появятся 1-2 обсерватории, но основной целью их создания будет скорее всего вопрос политического престижа среди стран. Разместить телескоп, например, в точке Лагранжа проще, удобней и дешевле.

Развитие конкретно радиоастрономии на Земле с каждым годом будет затрудняться урбанизацией — рост сотовой связи мешает наблюдениям в радио диапазоне. На Земле остаётся всё меньше мест, благоприятных для строительства подобных обсерваторий. А в вопросе о законодательных ограничений диапазонов или местах размещения сотовых станций, сегодня развитие связи более перспективно. Тем не менее, радиотелескопы на Земле пока выигрывают у остальных типов наблюдений (просто, недорого, почти отсутствие влияние атмосферы).

Космическая обсерватория — наиболее перспективное направление. Во-первых, из-за отсутствия большинства помех, вызываемых посторонними источниками на Земле. Во-вторых, имея два космических радиоинтерферометра можно построить радиоинтерферометр с огромной базой. В-третьих, сила земного тяготения сильно ослабевает в космосе — возможно строительство конструкций, которые не будут деформироваться от собственного веса, с очень точной геометрией, пригодных для приема на самых коротких волнах, вплоть до миллиметровых. Развитие радиоастрономии в космосе открывает принципиально новые возможности исследования Вселенной.